ТИБУРИ -ЭТО МИФ? Часть 2.

Продолжение Это статья Ричарда Стонелла, живущего в Японии, практикующего кэндо, иайдо и корю (традиционные школы) и пишущего интересные материалы по японским воинским искусствам.

Главная   ›   ТИБУРИ -ЭТО МИФ? Часть 2.


 10 человек прочитали этот пост

Большинству начинающих изучать иай-до говорят, что движение тибури предназначено для сброса крови с кончика меча после пореза. В большинстве книг об иай-до движение тибури так же описывается как служащее этой цели.Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (Muso Jikiden Eishin-ryu) и Мусо Синдэн-рю (Muso Shinden-ryu) также имеют технику тинугуи (chinugui) (вытирание крови с лезвия кусочком ткани, бумаги или пальцами) в немногих ката первого уровня обучения – Омори-рю (Omori-ryu) (Сёдэн/Сэйдза-но-бу - Shoden/Seiza no bu). В Мусо Дзикидэн Эйсин-рю также есть способ вытирания лезвия хакамой. На практике же это движение демонстрируется, но реально лезвие не вытирается о хакаму. Согласно Мори Сигэки (Mori Shigeki) так делается потому, что масло, использовавшееся для мечей во времена Оэ Сэнсея, могло испачкать одежды.

Несмотря на всё большее количество людей, которые узнают об этом в наши дни, идея, что тибури это не практический метод удаления крови с лезвия, далеко не нова – японские учителя уже давно говорят об этом. Коно Хякурэн (Kono Hyakuren) 20-й сокэ Мусо Дзикидэн Эйсин-рю в своей книге Иай-до Синтэй (Iaido Shintei) писал:
«Тибуруи - это движение, принимающее форму стряхивания крови с вашего меча на землю. Но по моему опыту, когда вы режете/рубите мечом, то очень мало крови действительно остается на лезвии. Тем не менее, акцент на дзансин (zanshin) и духе через форму тибуруи делает ее хорошим инструментом развития».

Коно Сэнсей не одинок в своем понимание тибуруи преимущественно как метода развития дзансин. Накаяма Хакудо (Nakayama Hakudo) писал:
«В батто тибури всегда выполняется в каждом ката перед заводом меча в ножны. Это движение не может очистить кровь с лезвия полностью, но о нем нужно думать как об очищающем действии. Период между тибури и ното очень важен в батто-дзюцу как проявление дзансин в ката. Каждая школа иайдо имеет свои методы выполнения этого действия. Вот несколько специфичных примеров:

В Кансин-рю (Kanshin-ryu) специальный кусочек бумаги «каиси» (kaishi, 懐紙), который хранят в кимоно, используется для вытирания иочищения лезвия. 
В [Синдо] Мунэн-рю ([Shindo] Munen-ryu) меч направляют вниз, чтобыкровь капнула с кончика. Затем меч проносят по дуге с левой стороны тела, таким образом сбрасывая кровь с лезвия.
В Хазама-рю (Hazama-ryu) кладут меч на левое плечо и вытирают кровь об одежду на плече.
В Футисин-рю (Fuchishin-ryu) меч зажимают между большим и указательным пальцем, а затем протягивают его от основания до конца лезвия, таким образом вытирая кровь.
В Хаясидзаки Хон-рю (Hayashizaki Hon-ryu) мечом, который держат в правой руке, делают небольшое движение влево и затем большое движение вправо перед тем, как заводить его в ножны.
Другие школы, такие как Омори-рю (Omori-ryu), Кикусуй-рю (Kikusui-ryu), Кайси-рю (Kaishi-ryu), Тамия-рю (Tamiya-ryu), Синган-рю (Shingan-ryu), Тэтю-рю (Tetchu-ryu), Хасэгава-рю (Hasegawa-ryu) и др. также выполняют тибури разным образом. Также стоит добавить, что есть школы, в которых тибури не делают совсем. В некоторых школах отбрасывают сая за себя после выведения меча, показывая решимость мечника и вверение им себя мечу. Отбрасывание сая выражает готовность мечника погибнуть в бою «сутэми» (sutemi, 捨身) – единожды будучи извлечен, меч не будет возвращен в ножны. В Киото я видел человека, демонстрировавшего такое движение под именем школы Такаяма-рю (Takayama-ryu). Тем не менее, полагаю, это скорее исключение из общего правила».

В Тацуми-рю (Tatsumi ryu) не делают тибури, но переводят меч в тюдан (chudan), показывая дзансин перед ното.

Здесь Накаяма Сэнсей утверждает, что хотя не все школы практикуют то, что мы называем тибури в наши дни, но похоже, что все школы особо выделяют дзансин перед заведением меча в ножны. При этом многие школы имитируют или действительно производят очищение лезвия. Школы иай, в которых делают тибури в большинстве своем представляются как произошедшие от семейной школы Хаясидзаки (Hayashizaki). Это Тамия-рю (Tamiya-ryu), Мугай-рю (Mugai-ryu), Суё-рю (Suio-ryu) и Синмусо Хаясидзаки-рю (Shinmuso Hayashizaki-ryu). В школах, которые не происходят от Хаясидзаки, мы часто можем увидеть другие формы очищения лезвия. Техника, которой нет в школах линии Хаясидзаки, это кайтэн-тибури (kaiten chiburi), где меч проворачивается в руке и по рукояти наносится удар. Этот тип тибури можно увидеть в таких почтенных школах как Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (Tenshin Shoden Katori Shinto-ryu), Касима Синто-рю (Kashima Shinto-ryu) и некоторых линиях Такэноути-рю (Takenouchi-ryu). Другие школы, не ведущие происхождение от Хаясидзаки, такие как Сэйго-рю/Синкагэ-рю (Seigo-ryu/Shinkage-ryu), Хоки-рю (Hoki-ryu), Сосуиси-рю (Sosuishi-ryu), Тацуми-рю (Tatsumi-ryu) могут полностью исключать тибури, выполняя вместо этого тинугуи (chinugui) или, для внешнего наблюдателя, такого как я, вовсе ничего не выполняя. Конечно же стоит принимать во внимание, что наблюдение со стороны это только наблюдение со стороны. Например, из обсуждения с опытным практиком Хоки-рю (Hoki-ryu) стало ясно, что в то время как со стороны кажется, что в этой школе нет вообще техники очищающей кровь, на самом деле движение тинугуи сокрыто в самом движении заведения меча в ножны. Несмотря на многочисленные отличия между рюха, как бы то ни было, я все еще встречаю школы, в которых дзансин не показан в четком и ясном виде – в движении ли очищения меча или в движении его заведения.

Также необходимо заметить, что в цитате, приведенной выше, Накаяма Хакудо использует слово «тибури» при описании методов очищения, тинугуи и даже для отбрасывания сая в Такаяма-рю (хотя это и редкость). Это показывает, что возможно в прошлом термин «тибури» использовался как общий для широкого круга техник, включая различные виды очищения меча, ритуального очищение или других техник, выражающих дзансин перед заведением меча в ножны. Если это так, то это может внести свой вклад в повсеместно распространившийся миф о тибури.