Тибури это миф? ФИНАЛ СТАТЬИ

ФИНАЛ Это статья Ричарда Стонелла, живущего в Японии, практикующего кэндо, иайдо и корю (традиционные школы) и пишущего интересные материалы по японским воинским искусствам.

Главная   ›   Тибури это миф? ФИНАЛ СТАТЬИ


 26 человек прочитали этот пост

Возвращаясь к рюха, с которым я имею более близкое знакомство, я хотел бы исследовать тибури в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (Muso Jikiden Eishin-ryu) и Мусо Синдэн-рю (Muso Shinden-ryu). В этих очень близко связанных школах, тибури принимает две основные формы (с некоторыми вариациями). Первая форма, с которой встречаются изучающие это характерное тибури Омори-рю. Его обычно называют о-тибури (o-chiburi 大血振), имея в виду «большое тибури». Выполняется вынесением рукояти меча вправо вверх и вращением кончика по дуге, как если бы мы делали рез вниз по линии миги кэса (migi kesa). В зависимости от учителя, точная траектория лезвия и точка, где оканчивается эта дуга, отличаются, но в базе своей это одно и то же движение. Другая форма тибури обычно называется ёко-тибури (yoko-chiburi 横血振) или ко-тибури (kochiburi 小血振), выполняется движением меча вправо с клинком параллельным полу лезвием вправо. Это движение обычно выполняется резко, хотя это тоже зависит от учителя и линии. Несмотря на резкость движения, тем не менее, очевидно, что ёко-тибури не подходит для удаления крови. О-тибури, согласно цитатам выше, так же непрактично, но требуется меньше усилий, чтобы представить себе как это работает в некоем пределе при некоторых условиях. С другой стороны, ёко-тибури совершенно ясно не даст такой возможности.

Так почему же это движение называется тибури? Действительно большое движение Омори-рю называлось тибури в течение достаточно долгого времени. Сверка с разделом Омори-рю дэнсё периода Эдо в обоих линиях Эйсин-рю – Симомура-ха (Shimomura-ha) и Танимура-ха (Tanimura-ha) подтверждает это. Однако, когда мы переходим к Хасэгава Эйсин-рю (Hasegawa Eishin-ryu) Тюдэн (Chuden) и Окуиай (Okuiai) это слово внезапно исчезает из дэнсё. В описаниях и Омори-рю (где это появляется дважды), и Хасэгава Эйсин-рю (где это появляется в каждой ваза) обычно ёко-тибури называется «раскрытие» (開き) или «раскрытие вправо» (右に開き). И ни одного упоминания этого движения как тибури. Идея, что это движение служит стряхиванию крови с клинка, могла родиться позже, возможно как сплав двух идей. Масаока Кацутанэ (Masaoka Katsutane,) 18-й Конгэн-но-Маки (Kongen no Maki) – Мэнкё Кайдэн (Menkyo Kaiden) Мусо Дзикидэн Эйсин-рю писал об этом в своей книге «Muso Jikiden Eishin ryu Iaiheiho Chi no Maki»:
«В Омори-рю перед ното тибури выполняется в форме большого взмаха мечем над головой . В Эйсин-рю же перед ното вы выполняете «раскрытие вправо» как в Омори-рю ваза Яэгаки Yaegaki).
Это «раскрытие вправо» сегодня стали называть «малое тибури». В один из дней после войны,когда я учил иай детей в Коти (Kochi), один из детей спросил со свойственной их возрасту прямотой: «Сэнсей, так действительно можно стряхнуть кровь с клинка?» Я решил, что это серьезный вопрос, сел за перечитывание всех дэнсё, которые у меня были, и обнаружил, что нигде, ни в одном дэнсё это движение не отмечено как тибури. Вместо этого оно называлось «открытие вправо». Таким образом, я пришел к заключению, что тибури в Омори-рю это сочетание стряхивания крови с лезвия, выражение дзансина и подготовка к ното, а начиная с Эйсин-рю и далее это движение только для дзансина и подготовки к ното».

Дальнейшее более глубокое исследование сохранившихся дэнсё Тоса Эйсин-рю (Tosa Eishin ryu) выявило явный недостаток упоминаний о тибури, в то время как часть документов высокого уровня содержала описание специальных методов быстрого очищения меча когда его необходимо быстро вернуть в ножны. Стоит отметить, что это вариант тинугуи. Это несколько контрастирует с обычной формой ката, когда возвращение меча в ножны предваряется тибури или «раскрытием вправо». Тинугуи, как отмечено выше, представляется намного более практичным способом очищения меча, и, похоже, что практикующие Эйсин-рю периода Эдо и не имели иллюзий по поводу обратного. Представляется вполне правдоподобным, что тинугуи в Эйсин рю применялось для очищения клинка в реальной ситуации и просто опускалось в большинстве ката. Значительные культурные изменения, сдвинувшие восприятия человека далеко от ношения меча в ежедневной жизни, а также последующие изменения в структуре школы и методах преподавания в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю легко могли повлечь за собой потерю практического знания для большинства практикующих.

Рассматривая эти свидетельства, мы можем сделать заключение, что термин тибури, используемый сегодня, изначально не был предназначен для обозначения практического метода очищения. Как и Сэнсеи, которых я процитировал выше, похоже согласны в том, что вероятно форма тибури появилась в большинстве иай-ваза для целей работы с дзансин. Эту также поддерживается имеющимися историческими свидетельствами. В некоторых случаях возможно тибури также является видом церемониального очищения или его выполнение замещает тинугуи в контексте формального выполнения ваза. Конечно же, это не удивительный вывод – я уверен, что многие люди уже осознали это. Тем не менее, я надеюсь, что предоставляя больше данных способных обеспечить исторический контекст, мы можем стать немного ближе